Во всём королевстве звукозаписи нет другого места, где так сплетены искусство и технология, как в запись вокала. Спросите инженера звукозаписи, специализирующегося на записи вокала, о его ремесле, и слова “чувство”, “движение души” вы услышите так же часто, как “ламповый конденсаторный микрофон” и “компрессор”.
Мы беседовали с тремя “вокальными” звукорежиссёрами топ-класса обо всех сложностях, присущих записи голоса. Имея 40 лет общего стажа на поприще звукозаписи, David Reitzas, Chris Vogel и Joe Chiccarelli работали с самыми громкими именами в сфере поп-, рок- и альтернативной музыки. Вот, что они говорят.
Selected Credits
David Reitzas
Madonna, Whitney Houston, Barbra Streisand, Natalie Cole, Michael Bolton, Celine Dion, Gloria Estefan.
Chris Vogel
Alanis Morissette, U2, Aerosmith, Stevie Wonder, Robbie Robertson, Sneaker Pimps, John Hyatt, 98 Degrees.
Joe Chiccarelli
Tori Amos, Beck, U2, Hole, Etta James, Bob Seger, Frank Zappa. |
Самое главное.
Chiccarelli: Я считаю, что самое важное – это понять, что ты хочешь получить в итоге, что хочешь сказать этой песней, в чём её сущность, и лишь потом искать звук, который поможет выгодно подать текст песни, её эмоциональное содержание.
В конце концов, никого не волнует, как именно звучит голос – люди покупают музыку из-за более тонких вещей – движение души, чувство, эмоции. Если трек вокала на вашей записи недоделан, звучит совсем не так, как вам бы того хотелось или вообще искажён и содержит посторонние призвуки – кого это заботит? Если есть то самое “движение души” – значит, всё в порядке. Шоу решает всё.
Vogel: С одиночным вокалом основная задача – это получить шоу на ленте. Как это не банально звучит, но вокал – это самый главный элемент песни.
Reitzas: При работе над музыкой с одним вокалистом к записи голоса необходимо подходить очень серьёзно. Именно по этому я всегда контролирую все фазы производства записи. Если вы пишите какой-либо трек, всегда смотрите, как это сочетается с партией голоса. Если вы делаете микс, убедитесь, что всё, что вы слышите в нем, сосредоточено вокруг вокала.
Сама запись вокала отнюдь не сложна. Значительно сложнее получить хорошее звучание барабанов, чем хорошее звучание голоса. Но “хорошо записать голос” – это не значит “получить хороший звук”. Для того, что бы получить хорошее шоу, я готов работать и работать – до кровавых нарывов.
Что бы артисту было удобно.
Vogel: Если вы не можете достичь результата, несмотря на все ваши (и артиста) старания, убедитесь, что вокалисту удобно работать. Это – 90% успеха.
Я пойду на всё для того, что бы исполнителю было удобно работать. Всегда, без исключений, я спрашиваю: “Тебе удобно, что микрофон находится именно здесь?”. Если нет, всегда можно найти место, где утраченное ощущение удобства появится снова. Иногда, при этом, голос начинает звучать как в туалете, иногда так, будто вокалист поёт мимо микрофона, но я, пожалуй, пожертвую звуком ради шоу.
Если вокалисту не нравится микрофон, стоящий прямо у него перед носом на стойке – уберите его. И совсем не важно, что он стоит 8000 долларов, если пение в него ломает вокалиста. Это действительно может выглядеть несколько пугающе – большая студия и в ней - маленький вокалист, обвешанный со всех сторон микрофонами, один из которых – прямо напротив его лица. Steven Tyler, например, никогда не любил петь в большой микрофон, находящийся перед ним – он сразу покрывался пятнами. Я ему просто давал SM57, и он великолепно звучал.
Reitzas: когда я писал партию вокала для сцены умирающей Эвиты, Мадонна сделала попытку и сразу почувствовала, что что-то не так. Когда она покинула студию, я попросил ассистента принести пару кушеток, и расположить их рядом – в виде кровати. Рядом поставили капельницу – прямо, как в больнице. Придя на следующий день в студию, Мадонна похихикала слегка, но легла на кушетку и проложила весь трек с первого дубля.
Обычно, для того, что бы создать атмосферу в студии и комфорт для исполнителя я использую простые вещи – свечи, приглушенный свет, убеждаюсь, что чай, вода и мед находятся где-то рядом, ну, может быть, пару растений ещё…
Chiccarelli: Я записываю везде. Самые лучшие условия – это когда артист чувствует себя удобно и может хорошо показать своё шоу. Приходилось писать в контрольной комнате, за дверями, в соборе с настоящим живым эхом, в ванной комнате, на балконе, лёжа на полу или в чулане.
Размещение микрофона
Chiccarelli: Иногда лучше всего петь, когда микрофон всего в полудюйме от губ, иногда же хочется оставить немного воздуха между микрофоном и вокалистом. Очевидно, что эффект близкого пения работает на вас в том случае, когда у вокалиста тонкий слабый голос. Лично мне нравится получить голос как можно более толстый, прямо торчащий перед тобой – это основное правило. А в наши дни вообще все стремятся получить сухой, близкий, как можно более персонифицированный звук вокала.
Я думаю, что очень важно просто попытаться понять – о чём, собственно, песня, и что там в ней пытается делает этот вокалист. Если такой подход вам нравится, тогда пусть ваши уши и Ваше сердце будут вашими советчиками.
Vogel: Я всегда начинаю с того, что помещаю микрофон прямо перед вокалистом – напротив его губ. Потом я его поднимаю вверх примерно на дюйм и поворачиваю головку чуть вниз. Убедившись, что он, по крайней мере, на расстоянии вытянутой руки ото рта вокалиста, направляю его на переносицу. Естественно, что если вы работаете с кем-нибудь вроде Аланис, которая, не напрягаясь, может переговариваться отсюда с Нью-Йорком, микрофон следует слегка отнести подальше.
Reitzas: Я обычно ставлю три экрана сзади вокалиста и поп-фильтр на расстоянии 4-х пальцев от микрофона.
Микрофоны.
Chiccarelli: Я считаю, что работа с голосом – совсем не то, что с обычными инструментами, как гитары или барабаны. Технология их записи более-менее одинакова, а каждый певец сам по себе индивидуален, индивидуальна каждая песня, и то, что работает при записи одного вокалиста, не работает при записи другого.
Голос Danny Elfman из “Oingo Boingo” прилично звучит только в Neumann U47 FET. Для блюзовый вокалиста Etta James, которому я сделал немало проектов, подходит только Neumann M49. Голос Tom Cochran хорош в Shure SM7. Не так давно я работал с Беком, и он просил меня раскрыть всю полноту его голоса – для этого подошёл ламповый Neumann U47. Tori Amos использовал Milab VIP-50 с характерной квадратной диафрагмой. Alison Moyet лучше всего звучал с Neumann TLM170. Лучший микрофон для вокалиста “Poco” – это EV RE20, хотя, на мой вкус, ему не хватает воздуха. А когда мы поставили над EV RE20 AKG 451 и слегка подмешали звук первого ко второму - стало ОК.
Новый Neumann M147 звучит действительно хорошо – так же, как Audio-Technica AT4060. Буквально на днях я пробовал новый конденсаторный Audix CX-101 с большой диафрагмой – мы как раз писали альбом кантри-вокалиста Mindy McCready. Правда, в конце концов, мы остановились на старом Telefunken 251 – он подошёл лучше, но когда потребовался ещё один микрофон и принесли ещё один 251 – Audix оказался лучше него.
Reitzas: Я не люблю тратить много денег на микрофоны, потому что каждый из них слишком свойственен какому то одному темпераменту, да и цены на них, откровенно говоря, завышены. Я не хочу платить $6000 - $8000 за микрофон – лучше я вложу их в оборудование. Так что в большинстве случаев я их арендую. Чаще всего, это AKG C-12 или Neumann U67, U47 или M49. Иногда я использую Telefunken 251. Причём, как правило, это – ламповые микрофоны.
Мой новый фаворит – это ламповый Audio-Tehnica AT4060. Он недорого стоит и имеет тот частотный диапазон, который мне так нравится в ламповых микрофонах. И он корректно работает с высокими давлениями звука, чего многие старые ламповые микрофоны не могут. Диапазон применения его – от шёпота до рёва. Я не люблю многомикрофонную технологию записи голоса – когда запев и припев пишутся отдельно разными микрофонами. Я предпочитаю писать песню в длину – от начала до конца, так что мне нужен микрофон, способный хорошо звучать и на тихом, и на громком звуке.
Я не всегда пекусь о хорошем звуке так, как забочусь о качестве шоу, ложащегося на ленту. Бывали ситуации, когда вокалист с SM57, находясь в аппаратной, лишь напевает, что бы показать аранжировку, а я писал его так, как будто бы он пишет чистовой вариант голоса. Потом, когда всё уже готово и мы приступаем к наложению вокала, оказывается, что в 4000-долларовый микрофон не удаётся донести ту душевность, какая уже лежит на треке, записанном в SM57. Вы, наверное, придя в студию, определите, какой именно трек прописан в SM57, но слушателям, которым нравится музыка, всё равно где и во что был прописан голос.
Vogel: Если я пишу мужской вокал, то обычно беру Neumann U47 или M49. Для женского лучше подходят AKG C-12 (в первую очередь) или, может быть, Neumann U67 или Telefunken 251. Если мне нужен микрофон для снятия мужского и женского вокала одновременно, вероятно, это будет 251, при условии, что он находится в хорошем состоянии. Мне нравятся новые RODE, так же, как новые AKG C-12VR. И Audio-Technica 4033 совсем не плох для того, что приходится делать в последнее время.
Обработка звука.
Chiccarelli: Так же, как вы выбираете микрофоны для записи голоса, я трачу массу времени, что бы выбрать подходящий микрофонный усилитель и компрессор. Обычно это LA-2A, реже – 1176. Недавно был один певец, который великолепно звучал в dbx160X. Он единственный не окрашивал его голос и не изменял его звучание. Etta James лучше всего прозвучала через Focusrite Red 3.
Вокал – наиболее эмоциональная часть вашей песни. Если вы не сможете вместить все эмоции в вокальный трек, тогда вообще не имеет смысла записывать песню. Так что если вы можете сделать что-либо для того, что бы соединить исполнителя и слушателя – делайте это! Если это означает использование древнего, грязного компрессора в бронированном корпусе, который может окрасить голос и добавить ему уникальности – делайте. Сейчас очень многие стараются купить старое оборудование, которое может подчеркнуть индивидуальность даже у не слишком впечатляющего исполнителя. Это не из области технологии, здесь больше непосредственно искусства, основанного на чувственном восприятии. Я использовал всё – от пассивных телефонных фильтров до гитарных примочек.
Много раз доводилось использовать модули Neve – они действительно дают жирный и гладкий звук. Если необходимо какого-то рода эквализация, я беру ламповые приборы – они звучат чище, теплее и дружественней к вокалисту. Очень хороши Pultecs и Summits. Ещё я нашёл, что с таким эквалайзером нет необходимости что-либо добавлять в треке вокала – только слегка уменьшить усиление на той частоте, где вокал мешает аккомпанементу. Вместо обычного поднятия усиления в средней-высокой части диапазона, я могу это усиление уменьшить. Это даёт мне возможность потом поднять уровень голоса в целом.
Reitzas: Моя цепочка приборов для записи вокала не меняется с годами. Это ламповый микрофон, включенный в NTI PreQ3, далее NTI EQ3, Tube-Tech CL1B. После этого я подключаю свой dB Technologies 122 A/D конвертер и с выхода подаю его непосредственно на мультитрек.
Мне повезло – большинство вокалистов, с которыми мне приходилось сталкиваться – ветераны, которые знают, как работать с микрофоном. Это значительно упрощает жизнь, когда вокалист чувствует, что надо делать, что бы “подружиться” с твоим компрессором. Самая же фантастическая микрофонная техника – у Майкла Болтона.
Vogel: При записи голоса я стремлюсь к тому звуку, который звучит у меня в голове – независимо от того, как сильно он должен быть обработан. Я хочу быть уверен, когда делаю предварительный микс, что это – моя запись, и звучит она так, как я её слышу.
Мне нравится звучание перекомпрессированного вокала. На первом альбоме Alanis Morissette мы пропускали её голос через dbx 160X и далее через LA-2A. Ещё там был Empirical Labs Distressor. Glenn Ballard's studio купила два таких прибора, так что у меня по одному в каждой комнате. Сейчас дистрессор – мой дежурный прибор. Мне нравится мысль, что я могу ограничить вокал как мне угодно, и при этом у меня не возникнет ощущения пережатости звука. Если мне нужен предварительный усилитель, я беру Avalon M5. Компрессор этой фирмы то же не плох. При записи Morissette мы использовали Demeter микрофонный предусилитель – по причине того, что мы всегда использовали его при записи её голоса, да и другого тогда просто не было.
Устранение проблем
Chiccarelli: Свистящих в звуке всегда хватает, но при записи я стараюсь не деессировать голос слишком глубоко. В большинстве случаев эту проблему можно решить обычным эквалайзером. Для этого надо всего лишь уменьшить усиление в диапазоне 5 – 7 килогерц. Иногда я считаю полезным развести трек голоса на две линейки пульта, и отстроить их так, что бы на одной хорошо звучал основной голос, а на второй – не грассировали свистящие звуки, и в процессе сведения лишь переключать треки с помощью средств автоматизации. Это помогает избежать применения деессера, что в большинстве случаев имеет несомненную пользу.
Reitzas: В большинстве случаев я не особенно беспокоюсь о чрезмерном уровне свистящих и взрывных согласных. Такого рода проблемы всегда могут быть исправлены. Если же для вас это неприемлемо, что ж, всего лишь уменьшите усиление в низкочастотной части диапазона и в районе презенса. Я на ленте предпочитаю иметь полночастотный сигнал и бороться со свистящими лишь на стадии сведения.
Большую часть времени мой сигнал находится в цифровой форме. Когда наступает время исправления огрехов, я делаю D-to-D копию вокала на другой трек. Потом остаётся только эквалайзером добиться отсутствия частотных искажений на этом треке и включать его в нужных местах, подменяя собой основной вокальный трек. Недавно я стал обладателем Pro Tools 24 Mix+, так что, вероятно, сейчас буду заниматься исправлениями на уровне вэйвформы.
Vogel: Обычно у меня не бывает проблем с частотными искажениями, а те, что иногда случаются, я успешно решаю с помощью фильтра ВЧ или старым трюком "tape a pencil to the mic's grille".
Подготовка.
Reitzas: Я предпочитаю проводить своего рода “персональное пре-продюссирование”, что означает прослушивание прошлых записей вокалиста, если я с ним ещё не работал. Я определяю его тональность и на основе предыдущего многолетнего опыта работы приблизительно определяю тип необходимого ему микрофона. В девяти случаях из десяти я попадаю в точку с первого раза, так что когда вокалист приходит в студию, он может сразу же положить первый дубль. Это очень важно, так как обычно максимальная раскрепощённость и индивидуальность артиста проявляется именно при записи такого начального дубля. Он не обращает особого внимание на то, как он поёт и, поэтому, первый дубль – всегда самый “честный”. В связи с этим необходимо с первого раза угадать тип микрофона, который подойдёт ему лучше других. Хотя, конечно, иногда приходится менять микрофон, что бы проверить – а не будет ли это лучше для конкретной песни.
Chiccarelli: Самое сложное – это уловить шоу в исполнении вокальной партии, и поэтому, лучше включить запись в самый, казалось бы, неподходящий момент – когда все ещё свежие и весёлые ходят по аппаратной и серьёзно еще не приступают к самой записи. Etta James – блюзовая вокалистка старой школы, если она в нужном расположении духа, то лучше быть наготове с самого начала – первый дубль, прописанный в длину от начала до конца, обычно бывает и последним.
Я думаю, что лучшее, что вы можете сделать для исполнителя – это не тратьте его силы на микрофонные репетиции, а постарайтесь предусмотреть заранее, какой микрофон вам, скорее всего, понадобится.
Окончание.
Технология за последнее десятилетие ощутимо прогрессировала, но сущность записи вокала не изменилась, а столь аккуратно выполненная запись вокала, как её делают David Reitzas, Joe Chiccarelli и Chris Vogel – это отнюдь не просто движение воздуха – это движение души.
Loren Alldrin
Перевод Алексея Зайцева © 1999,
Творческая мастерская "Студия "Бегемот", Минск. |